четверг, 23 августа 2018 г.

Хроники 'Нжелы. Психологическая причина поведения птиц


В свое время я сидел в офисе на третьем этаже в относительном центре Киева. Дом старый, жилой, с широкими наружными подоконниками. На них я и стал прикармливать птичек. Просто так, по широте душевной. В большом городе хоть и есть чем заняться орнитологу, но у меня выбор был невелик. Только между голубями и голубями.
Существа эти некрупные, мозгов там с кофейную ложку, и, казалось бы, чего интересного. Ан нет. Они, голуби, прекрасно ориентируются в пространстве, ведь именно они были признаны лучшей почтовой птицей. И любопытно было наблюдать за ними.
Приручение их шло планово, по графику. В итоге они стали есть с руки. Но в руки я их не хотел не только брать, но даже трогать, городские голуби – источник всякой заразы. Однако это не повод не заботиться о них.
Не сложно было вычислить самца. Он покрупнее, я смог запомнить его в лицо, а не только по увечной лапке. Впрочем, она совершенно не мешала ему ни летать, ни бегать по тверди земной. Остальные штук 4-5 были самочки, поменьше размером и иного оформления.
Всем известно нежное воркование голубей. Выражение «воркуют, как голубки» должно вызывать феерический всплеск милоты и умильности. Однако реал опровергает теорию. То, что люди воспринимают как звуки нежности, на самом деле злостный мат на птичьем языке.
Самец никого не подпускал к еде, пока сам не наестся, и отгонял девочек прочь как физическими ударами клюва, так и тем самый «нежным» воркованием.
Конечно, если бы они с детства воспитывались в условиях достатка еды, воды и безопасности, то у них выработались бы иные привычки. Но практика людей показывает, что наносные, социальные условности действуют только в определенных рамках, когда нет ни малейшей конкуренции за любые источники. А это идеальная, только в теории достижимая ситуация. Но ведь мудрый человек не зря прошел такую длинную эволюцию, и ему вполне по силам создать конкуренцию даже среди тотального изобилия.
Таким образом, я был несколько подготовлен к тому, что в однородной птичьей стае не все так просто, мило и понятно, как кажется или хотелось бы видеть.
В первое время наблюдения за моей курятиной ничто не давало повода усомниться в положительных отношениях подружек. Просто у них было совершенно разное поведение. 'Нжела проявляла все признаки мудрости, была неспешна, доверчива и душевно мягкая. Снежка от нее разительно отличалась. Была пуглива, истерична, и очень жалела, что пришла в этот мир.
Когда я выпускал их на улицу, они гуляли только вместе, проявляя нежную и трогательную дружбу.
Однако прошло время, и кое-что изменилось. Снежка обросла красивыми, мягкими и нежными перьями, и получила свое имя. Неожиданно она переменила свое отношение ко мне, и стала преданно топотать мне навстречу, как только меня завидит. Совершенно перестала бояться, хотя и не полюбила ни обнимашки, ни вообще прикосновения (мы же не считаем прикосновениями попытки откусить мне палец, принимая его за еду, правда?)
'Нжела же, получив удар по спине сорняком за попытку разрыть цветочник, стала не скрываясь демонстрировать, что она нижняя. Это проявлялось как в облике (упорное нежелание отращивать перья), так и в поведении, то есть демонстративное поедание сухой травы, всяких несъедобных листиков, нежелание пить из приготовленной банки, а только из луж, и так далее.
Но самое важное – это реальное поведение нижней. Снежка не скрываясь стала кричать на 'Нжелу, гонять ее от кормушки и оттирать от чашки с зерном. Самое печальное, что она сама с этим смирилась, не пыталась бороться не за честь и достоинство, эти понятия не ведомы птице, но просто за еду. Скорее всего, это именно следствие того, что на ней меньше перьев. Очевидно, пышный гребень и хвост не просто украшение петуха, но явный признак лидера, вожака. И наоборот, отсутствие должного оперения – признак ущербности.
Выяснилось еще одно обстоятельство, в этих условиях оно стало более заметным. Почему обе мои курочки ходят вдвоем? Это дружба, привязанность, коллективизм, стадность, или что-то еще, иное?
Нет, все гораздо прозаичнее. Это зависть (черная), и ревность. Вторая курица просто боится, что ей не достанется нечто вкусное, что может найти подруга. Поэтому они и ходят вместе, тщательно контролируя, кто что нашел. Если бы куриное стадо было больше, то внимание рассеивалось равномерно на всех участников. Но кур только две, и поэтому каждое зернышко, червячок или букашка под пристальным контролем.
Напрасны (потому что ошибочны) попытки придать любым животным антропоморфические черты или поведение. У животных свои, иные от человеческих, мотивации и привязанности. Именно привязанность превратила диких зверей в домашних, а динозавров в куриц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий