понедельник, 14 октября 2019 г.

Печные работы


1. Предуведомление

Как известно, я самый умный. По крайней мере, у меня регулярно бывает такое убеждение. Частично оно справедливо, когда я знаю мало или не знаю, я пользуюсь литературой. Но какое удивительное дело, я прочитаю, почти пойму, а сделаю все как-то иначе, то есть часто позитивы добросовестно нивелируются негативами.
Так и с печкой. Мы старую печь с Овечкой быстренько разобрали, а потом я строго по книжке начал ваять новую.  Модель 3 в 1. то есть плита, щиток и камин.
Получилось прекрасно, включенное устройство (щепки +бумага+ дрова, и ни капли керосина!) гудело при работе, аж подпрыгивало. Все замечательно.

2. Последствия

Можно быть уверенным, что все будет так, как ты хочешь. Только так и никак иначе. Даже вопреки здравому смыслу. Например, что вот этот кирпич сам по себе начнет левитировать. Но уверенность и здравый смысл, особенно знания, не всегда параллельны и синонимичны. И практика разбивает парусник надежд о скалы реальности.
Так, если у моего любимого Шепелева сказано, что прочистки нужны, то их нужно устанавливать. Если сказано – столько и где, то именно столько и именно там. В противном случае следует неизбежное, и засорение сажей дымохода все равно случится. Как результат – потеря тяги и неработоспособность печи. При ее конструктивной целостности.

3. Решение

Поэтому я занялся прочистками и сажей. Прочистки устанавливать, сажу выкидывать. Несколько помешало, что я не составил подробное описание печи. Несколько помогло то, что сам же и клал, поэтому в основном запомнил, как она внутри устроена.
И дело пошло не очень бодро (тут шуметь и суетиться не нужно, от порывов ветра, когда я как знойная птица летаю по хате, золу и пепел может разнести по дому), поэтому спокойно и планомерно в рассчитанных местах выбил нужные куски кирпичей и вмазал прочистные дверки.
К сожалению, это дало только частичное решение, не решив кардинально задачу. Правда, еще одну прочистку пока не установил. Но результат, по всем ожиданиям и теоретическим расчетам, должен был проявиться.

4. Козел отпущения

Рассуждая, что, как и почему, пришел к выводу, что во всем виноват дворецкий (зачеркнуто). То есть печная труба. Та, которая торчит в небо из крыши, и засоряет атмосферу продуктами сгорания. (Для различных экологов: один вулкан Кракатау за одно извержение выбрасывает столько дряни в атмосферу, сколько за всю историю цивилизации люди не сожгли органики для обогрева жилищ и приготовления пищи).
И посему было принято

5. Историческое решение

Хотя его вполне можно было назвать и истерическим. Потому что я совершенно даром обладаю даром предвидения. Даром – потому что не получаю за это никаких бонусов, и наоборот, четкое предвидение проблем в будущем от моих слов не всегда помогает вовремя остановить поток слов или букв.
Но решение есть, надо залезть на крышу, и погрузить в трубу прочистное приспособление. Оно представляет из себя обломок кирпича, примерно в 1/3-1/4 кирпича, завернутый для мягкого объема в тряпку и привязанный к прочной длинной веревке. Поелозить штукой вверх-вниз, и слезть долу.

6. Лестница

А данное предвидение касалось лестницы. Еще в первое лето я нашел пару досок, сколотил их вырванными из забора и выпрямленными гвоздями, приколотил несколько чахлых обрезков поперек, назвав их ступенями, и в заголовке приколотил полено потолще, и нарек его якорем. Его задача, будучи зацепленным за конек крыши, удерживать от сползания и/или падения всю конструкцию с пассажиром. Овца как бестолковое существо на роль кровельщика не годилась, и пассажиром был назначен я. Больше некого.
Но за прошедшие примерно 3000 суток древесина…. Как бы это поделикатнее выразиться…. Несколько изменила структуру. Такие слова как «сгнила», «истлела» мне кажутся несколько пафосными, я же человек от сохи и дышла, простой, незамысловатый, товарищеский… Вот пьешь ты чай – легко приду, сяду рядом и себе налью. Ешь бы борщ – и мне наливай, похлебаю. Да сразу чугун не уноси, ведь добавка же будет. Вот какой я простой.
И сильно меня дрожь пробирала при мысли заползать на лестницу.
А деваться некуда. Подготовился, то есть одел кроссовки как максимально нескользкую обувь, прихватил инструменты (веревка с грузом), и занялся основным: моделированием действий.

7. Привычка

У меня есть хорошая привычка моделировать в голове будущий процесс. Это позволяет подготовится ко всем возможным казусам, знать заранее какие нужны материалы и инструменты, какая помощь или оборудование понадобится, какие могут быть закавыки и сложности. В данном случае моделирование ситуации состояло из трех частей: перелезть с лестницы на крышу, прочистить трубы, слезть обратно.
Первый этап был примерно ясен, задрать ногу и ступить на лестницу.
Со вторым тоже проблем не предвиделось. А на третий я решил не тратить время, потому что только на месте можно знать, что делать.
8. Страх
Страх меня сковывал, но я железными, стальными тисками воли разогнул кандалы эмоций, и ринулся на штурм. Я смело, отважно, решительно и безапелляционно, с присущей мне твердостью и непоколебимой стойкостью встал на первую ступеньку лестницы.
Но потом пошел хлебнуть чайку.
Ясно, что бесконечно оттягивать нет смысла, проще просто отменить экспедицию.
Поэтому я добрался до верха и начал примерять, какую ногу первую и куда ставить. Это не простой вопрос, от этого зависит дальнейшая последовательность действий, а, значит, надежность, устойчивость и безопасность. Ей я уделяю должное внимание. Мне так кажется.

9. Решающий шаг

Я его сделал. Я перелез на эту чертову крышу, я сначала передвинул одну ногу, уцепился за что-то, и потом вторую. Не спрашивайте подробности. Их нет у меня. Все скрыто как в густом тумане, а я в непрозрачных подводных очках.

10. Достижение вершин

Ситуация усугубилась тем, что на месте были уже не все ступеньки, но от нее хоть гвоздики торчали, предоставляя сумрачную перспективу упереться. Хуже другое. Когда я взгромоздился на доску (глаголы встал, утвердился, пристроился не годятся ввиду явной гиперболы), верхнее зацепление за конек стало от доски отделяться…
Я был уже не на лестнице, поэтому немедленного пути назад не было, только вверх.
Каждый шаг, каждый миллиметр вверх сопровождался скрипом негодных даже в дрова гнилушек, но я полз, пробиваясь к цели. Затем стало чуть легче, метра через два повстречалась проклятая печная труба, и я смог передохнуть. А тут уж рядом и конек. Я его оседлал с видом триумфатора. Вроде как Аттила на диком жеребце.

11. Процесс

Я начал приступил к очистке. Изловчившись, я дотянулся до верхнего обреза трубы и начал туда запихивать груз. Пусть ваша фантазия не рисует широкое жерло, через которое Солоха вылетает на ночные прогулки верхом на метле.  Не только дама почтенных занятий, но и метла бы не пролезли. Хотя ручка – вполне. Моя труба не кирпичная, не из досок (а такие, дощатые трубы, я в нашей местности встречал), она вполне современная, стальная, двойная, с утеплителем. То есть узкая. И при вынимании груза он застрял. 
Можно я скажу плохое слово?

12. Кегельбан

Разговоры не помогли бы. Нужна была чья-то конкретная помощь. Но моя фантазия слабо рисовала, как мне должен помочь некто. Найти его не проблема, посиди на крыше часок-другой, кто-то и пройдет по улице. И можно этого человека привлечь, или попросить позвать соседа Витю. Но что делать дальше? Как пояснить, что вон в том сарае есть палки, выбери одну покрепче и начинай сбивать меня: Это гибрид кегельбана и городков.
С другой стороны, вынимать все равно надо, печь-то закупорена. Можно было, конечно, раздеться догола и запихнуть еще и одежду с обувью, но это не решило, а усугубило бы задачу. Разобрать трубу (а это в принципе возможно, над крышей она из двух частей) у меня не получилось, я пробовал. Наверное, половинки закоксовались и стали монолитом. У меня было метра три веревки запасной, но ее вес сравним с с джебом комара.

13. Спасение

Только не подумайте, что на этом все счастливо закончилось, так просто вы от меня не отделаетесь. Если кто дочитал до этой поры, отметьтесь в комментах, я вам попробую отлить памятник из гранита.
Сидя в растопыренную раскорячку на коньке и тоскливо созерцая себя, окрестности и перспективу, я вяло теребонькал веревочку. До нее еще и дотянуться надо было, то есть еле доставал. И вы поверите, если я скажу, что комок керамотряпок выскочил? Так верьте мне люди!
Я не стал повторять пройденное, ну ее, эту мать мучения, и посчитал миссию выполненной.

14. Ура?

Ага.

15. Стратегия

Пришло время браться за стратегию. Я лег животом на шифер, чтобы увеличить площадь соприкосновения и силу сцепления, но как только ослаблял хватку за конек, неудержимо начинал съезжать вниз.
Конечно, можно было держаться за доску с зубчиками, но это приводило ее к разделению на составные части, сползание стало бы стремительным. А это совсем не хотелось. Пресловутые кроссовки с сопротивлением показали эффективность на уровне припарок мертвому. Да и сам я мог вскоре присоединиться к ним…
Стратегия: ничего в голову не лезло.
Одна мысль занимала всю интеллектуальную сферу: кого позвать на помощь. И вывод: достаточно было бы Вити. Но что делать?

16. Интродукция.

По случайности у меня в кармане оказалась связка ключей. В деле спасения обывателя ЛСВ она целиком или по частям была бесполезна, нельзя воспользоваться никаким из ключей, колец или брелоком.
Но определенную роль сыграл пульт управления сигнализацией автомобилем. Когда в пароксизме самоспасения я особо плотно прижимался к шиферу, нажимались какие-то кнопочки, и машина начинала весело, хоть и не особо бурно, реагировать на мои эволюции. Она подмигивала различными внешними осветительными приборами (и я уверен, что именно подмигивала, то одной фарой, то другим подфарником). В перерывах между корчами смеха (а я уверен, что она даже скрипела, когда гнулась), машина вполне серьезно меня подбадривала, типа «Не спеши! Во мне удобнее ехать», «У меня нет метелки, и я не смогу собрать в ведерко остатки головы», «Попробуй улететь» и прочие сентенции.
Но я решил не заморачиваться на выяснение подробностей, это не приближало решение. Музыка будет потом. Не ясно пока, услышу ли я ее.

17. Тактика

Было принято тактическое решение использовать имеющуюся веревку. Очередной раз оседлав конек, а перебросил мешок с камнями вокруг трубы и, прихватив оба ходовых конца, получил некое подобие опоры.
Сложность в том, что эту трубу можно было при желании своротить. Но в данном случае хлипкая поддержка лучше никакой. И я пополз.

18. Муки выбора

Я дополз до края пропасти. То есть до лестницы. Но я не получил опору! Если я опирался о нее, то я ее просто отталкивал лестницу от крыши, и иллюзия опоры могла сыграть не просто злую, а плачевную шутку.
Продолжая удерживаться за веревочку и не отталкивая лестницу, я должен был поставить на ступеньку одну ногу. Это было бы не сложно, если бы она в колене сгибалась вперед. Но согласно анатомическим атласам – только назад. Так меня и мама родила, по инструкции, с такими ножками.
А лесенка примерно на полметра, дюймов на двадцать выше обреза крыши. И сверху не перелезть.

19. Победа!

Выстраданная, вымученная мной победа. Этот эпизод тоже в тумане. Пути наверх у меня уже не было. Путь к зияющей вершине усыпан обломками досок. Висеть на веревочке тоже не интересно, я же не парус, что бы меня колотил ветер. Да и зима скоро, надо дорожки будет расчищать….
Вероятнее всего я сумел приподнять жопку над поверхностью крыши, это дало возможность, находясь спиной к лестнице, перекинуть ногу и нащупать ступеньку.
А тут я уже кум королю и сват министру.
Опутанный вокруг трубы канат вытаскиваться не хотел, но легкое взбадривание его помогло, и камень рухнул вниз. В точном соответствии с законом Авогадро.
Mission complete.

20. Неиспользованное

Я никого не звал на помощь, я самостоятельно залез на крышу и слез с нее. Я не упал. Я не стал спрыгивать, это было бы чревато. Я не стал прыгать вместе с лестницей, чтобы я находился на верхней ступеньке, а она описала такую красивую дугу… Ну, знаете, как акробаты в цирке. Только я не акробат, и это не цирк. Хотя я бы согласился продать билеты, пусть любуются.
Впрочем, можно и почитать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий